Глейзер Г.И. История математики в школе. VII — VIII классы. Пособие для учителей. М. Просвещение 1982г. 240 с. Твердый переплет, Обычный формат.
В книге в виде коротких статей содержится материал из истории математики, доступный ученикам VII—VIII классов. Материал 1-й части предназначен для занятий на уроках, а 2-ю часть можно использовать на внеклассных занятиях. В пособии дан набор задач по арифметике, алгебре и геометрии известных математиков прошлых веков. Книга иллюстрирована. Эта книга является второй из трех книг Г. И. Глейзера, в которых изложен материал по истории математики для школы.
Состояние: отличное
Глава I. АРИФМЕТИКА
История арифметики на уроках
V класс
Натуральные числа
О происхождении арифметики. Счет и десятичная система счисления
О происхождении и развитии письменной нумерации. Цифры разных времен
О счетных приборах. Русские счеты. Вычислительные машины
О натуральном ряде. «Исчисление песчинок» Архимеда. Современная запись больших чисел
О простых числах. Евклид и Эратосфен. Чебышев
О задаче Гольдбаха. Нерешенные задачи теории чисел
Возникновение и совершенствование мер длины. О метрической системе мер
Обыкновенные дроби
О происхождении дробей. Дроби в древнем Риме
Дроби в древнем Египте
Вавилонская нумерация. Шестидесятеричные дроби
Нумерация и дроби в древней Греции
Древнекитайские задачи с дробями
Староиндийская задача с цветами и пчелами
Задачи с дробями у древних армян
Нумерация и дроби на Руси
Ал-Хорезми и его «Арифметика»
Абацисты и алгоритмики в средневековой Европе
«Арифметика» Магницкого. Задачи с дробями
Десятичные дроби
Происхождение десятичных дробей
От шестидесятеричных к десятичным дробям. Ал-Каши
«Десятая» Симона Стевина
Распространение десятичных дробей, их значение в жизни современного общества
Фигурные числа
Треугольные числа
Квадратные числа. Формула Диофанта
Магические квадраты
Магический квадрат А.Дюрера. Гравюра «Меланхолия»
Развитие понятия о числе. От натуральных к дробным числам
Совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями. Отношение величин. Измерение величин
О периодических дробях
Древнеегипетская задача с дробями
Из истории нуля
Об измерении земного меридиана Эратосфеном
От эмпирической к теоретической арифметике
VI класс
Приближенные вычисления
О происхождении приближенных чисел
«Правило А. Н. Крылова»
Проценты
Проценты в прошлом и в настоящее время
Арифметические знаки и обозначения. Знак процента
Об арифметических таблицах
Пропорции
Число и отношение
Пропорции в древней Греции
Как записывали пропорции в прошлом
О тройном правиле
Задача на пропорциональное деление из «Арифметики» Л. Ф. Магницкого
О том, как дошли люди до настоящей арифметики
История арифметики па внеклассных занятиях
Пальцевый счет. Различные приемы умножения
Проверка действий с помощью девятки
Пифагор и его школа. О дружественных и совершенных числах. Проблемы, ожидающие своего решения
Из истории дробей
Старые русские, метрические и другие меры. Современная наука и создание международной системы мер
Cчет и системы счисления. Устная и письменная нумерация
Счетные приборы. Вычислительные машины
Как научились люди измерять время. (Из истории календаря). Новое определение секунды
О происхождении некоторых числовых суеверий
Исторические задачи
Глава II. АЛГЕБРА
История алгебры на уроках
VI класс
Алгебраические выражения
От арифметики к алгебре
Буквы и знаки. Алгебраические выражения
Рациональные числа. Уравнения
Возникновение отрицательных чисел
«Люди не одобряют отрицательных чисел...» От Диофанта до Бхаскары
Путь к признанию
Задача на составление уравнений из «Московского папируса»
Действия над алгебраическими выражениями. Из истории алгебраической символики
Начало буквенной символики. Возведение в степень
О коэффициенте
От алгебры риторической к алгебре символической
Формулы умножения. Геометрическая алгебра в древности
Алгебраические сведения в «Арифметике» Л. Ф. Магницкого
«Всеобщая Арифметика» И. Ньютона
VII класс
Уравнения первой степени с одним неизвестным
Из ист